1. Люди с ограниченными возможностями совершают молитву согласно своему физическому состоянию: стоя, сидя или, в крайнем случае, лежа.

2. При частичной потере или ампутации той части тела, которая подлежит ритуальному омовению, сохранившаяся часть должна быть очищена (омыта или протерта) в обычном порядке. Очищение отменяется только при полной потери конечности.

3. Если у человека нет возможности самостоятельно совершить полноценное ритуальное очищение либо обратиться для этого к посторонней помощи, тогда он вправе молиться без омовения и таяммума.

4. Лица, страдающие от постоянных или длительных выделений крови или гноя, включая хронические или незаживающие раны, а также использующие такие медицинские устройства, как хирургические дренажи, катетеры, уросомы, стомы и др., совершают молитву в обычном порядке. Несмотря на продолжающиеся выделения, их омовение остается действительным в течение всего времени предписанной молитвы.
Совет улемов ДУМ РФ на заседании 14 июля 2025 года рассмотрел обращение ветеранов СВО и вынес следующее решение:
Совет улемов ДУМ РФ в ходе заседания, состоявшегося 14-го июля 2025 г., рассмотрел вопрос о возврате долга в условиях инфляции и принял следующее решение: дающий в долг и берущий в долг могут выбрать один из двух вариантов оформления долгового соглашения: 

1. Сколько было передано, столько же и возвращается в срок, указанный в долговом соглашении.
2. При заключении договора стороны привязывают долг к среднему значению стоимости валютной корзины.



ОБОСНОВАНИЕ

Прямого указания относительно инфляции в Коране и Сунне нет.
Данная проблема относится к категории вопросов, решаемых на основе косвенных аргументов путем формулирования богословского мнения.

Возвращение долга в условиях инфляции можно сравнить с канонической необходимостью компенсации порчи имущества (взятого в долг) при его возврате. Согласно основному мнению ханафитского мазхаба, при потере деньгами покупательной способности разрешается возвращать долг не по номиналу (мисль), а исходя из реальной стоимости (кыйма) на момент их передачи.
Некоторые могут утверждать, что подобный способ погашения долга напоминает ростовщичество (риба), запрещенное Исламом. Однако данное утверждение неверно. Ростовщичеством считается только получение незаслуженного дохода сверх заранее оговоренной суммы. Возвращение долга по актуальной стоимости денег сохраняет баланс справедливости, поскольку ни одна сторона не получает выгоду за счет другой. Новая сумма лишь отражает действительную стоимость ранее одолженных средств.
Такой вариант возврата долга соответствует базовым принципам Ислама — справедливости и исключению вреда.
Возврат долга на основе среднего значения стоимости валютной корзины является одним из наиболее оптимальных способов защиты от негативного воздействия инфляции. Его суть состоит в следующем: при заключении договора фиксируется не сумма долга, выраженная в определенной денежной единице, а эквивалент этой суммы в среднем значении стоимости ряда ведущих международных валют. К таковым можно отнести валюты со стабильно низким уровнем инфляции (не более 2,5% за 25 лет), а это – доллар, евро, юань, швейцарский франк, иена и фунт стерлингов. При возврате долга берется новое среднее значение этих валют, и долг рассчитывается заново, отражая реальную покупательную способность денег на момент выплаты.

✔️Пример:
Представим простую ситуацию. Вы дали своему знакомому в долг 100 тысяч рублей сроком на один год.
Но как учесть возможное падение покупательной способности рубля за этот год.

Решение простое:
Шаг 1. Определяем среднее значение валюты на момент дачи займа.
Допустим, на момент передачи денег стоимость трех валют выглядит так:

Доллар США = 78 рублей
Евро = 91 рублей
Юань = 11 рублей.
Средний обменный курс считаем так:
(78+91+11)/3= 60 рублей
Тогда эквивалент 100 тысяч рублей в условных валютах равен:
100 000 / 60  = 1666 единиц. Именно эта цифра вписывается в договор займа.

Шаг 2. Пересчитываем сумму долга через год.
Через год курсы валют изменились, например, так:
Доллар США = 98 рублей
Евро = 110 рублей
Юань = 14 рублей.

Новый средний курс:
(98+110+14)/3  = 74 рубля

Теперь пересчитываем долг:
1666×74 = 123 284 рубля

Полагаем, что привязка долга защищает имущество заимодавца как от инфляции, так и от недобросовестного поведения должника, например, в случае несвоевременного возврата долга. А защита собственности — один из пяти основополагающих принципов Ислама.
Вопрос о возврате долга в условиях инфляции
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации в ходе очередного заседания, состоявшегося 14-го июля 2025 г., рассмотрел обращение о порядке совершения молитвы людьми, страдающими эпилепсией.
Изучив особенности течения данного заболевания, принял следующее решение:

1. Людям, страдающим эпилепсией, разрешается не нарушать сон для совершения молитвы. Пропущенный намаз необходимо возместить после пробуждения.

2. Эпилептический приступ, сопровождаемый потерей сознания, нарушает омовение. Если человек потерял сознание во время намаза, молитва будет считаться нарушенной. Ее необходимо восполнить после нормализации физического состояния.

3. Если приступы происходят часто и существует риск падений, то допускается молиться сидя на полу.

Обоснование

Выполнение пятикратной ежедневной молитвы является обязательным для всех мусульман. Однако если человек страдает тяжелым заболеванием или испытывает значительные трудности со здоровьем, он вправе воспользоваться определенными послаблениями. В Коране сказано: «Не возлагает Аллах (Бог, Господь) на душу то, что больше ее сил (возможностей)» (см. Св. Коран, 2:286); «Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78).

Людям, страдающим эпилепсией, разрешается не нарушать сон для совершения молитвы. Особенно актуально это летом, когда промежуток между ночным и утренним намазом короткий. Доказательством этого являются слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Человек проявляет упущение [в своей религии] не тогда, когда просыпает молитву, а когда [намеренно] оставляет одну молитву до наступления времени другой»; «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется, ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия, и умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок».

Исходя из этих хадисов, ученые-богословы заключают, что человека, уснувшего еще до начала обязательного намаза, допустимо будить лишь в тех случаях, когда это не представляет для него вреда, потому что на спящих людей обязанность обрядового поклонения не распространяется. Пропущенный намаз необходимо возместить после пробуждения.

Эпилептический приступ, сопровождающийся потерей сознания, нарушает состояние ритуальной чистоты. По окончании приступа человеку нужно повторно совершить омовение.

Если потеря сознания произошла во время молитвы, то она нарушается и подлежит восстановлению позже, когда физическое состояние верующего позволит ему молиться.

Люди с эпилепсией совершают молитву обычным образом. Однако если припадки с потерей сознания происходят часто и существует риск падения, следует принять дополнительные меры безопасности, чтобы предотвратить возможные травмы. В подобной ситуации предпочтительно молиться сидя на полу. В Коране сказано: «Те, кто упоминает Аллаха (Бога, Господа) [не забывает о Нем] в положении стоя, сидя или лежа на боку…» (см. Св. Коран, 3:191).

Этот аят, согласно мнению богословов, разъясняет порядок совершения молитвы в случае болезни. Человек вправе выполнять элементы намаза, исходя из своего физического состояния.
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ "МОЛИТВА ПРИ ЭПИЛЕПСИИ"
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации в ходе очередного заседания, состоявшегося 24-го сентября 2025 г., рассмотрел вопрос смены девичьей фамилии жены на фамилию мужа и принял следующее решение:

Женщине разрешается взять фамилию мужа после замужества. Это не противоречит религии и не является запретным.

Обоснование

Во-первых, юридическая процедура смены фамилии не является отрицанием кровного родства, поскольку она лишь указывает на семейную принадлежность через брак, не отменяя биологической связи с отцом. Принятие фамилии мужа отражает социальную связь, не искажает родословную, и таким образом не подпадает под запрет, касающийся сознательного отрицания отца или рода.

Во-вторых, практика смены фамилии допускается по аналогии с историческими прецедентами эпохи Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Например, Хатыб ибн Абу Бальта‘а, не будучи курайшитом по происхождению, отнес себя к ним[1], но как союзник (на основе хадиса «союзник народа принадлежит к ним[2]»).

Также когда мусульмане строили оборонительный ров вокруг Медины, чтобы отразить атаку курайшитов, они достигли труднопроходимого каменного участка. Люди разделились на группы по десять человек, каждая группа должна была прорыть участок длиной в сорок локтей. Между мухаджирами (переселенцами из Мекки) и ансарами (жителями Медины) возник вопрос, к какой группе отнести Салмана Аль-Фариси. Одни утверждали, что он принадлежит к ним, другие считали иначе. Чтобы разрешить разногласие, обратились к Пророку, и он (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Салман — из нас, из членов нашей семьи[3]». Эта фраза не установила реального родства между Салманом и Пророком (да благословит его Всевышний и приветствует), а выразила особую степень близости и почтения. Так же и в случае с женщиной, принимающей фамилию мужа: это не подразумевает включения ее в число родственников мужа по крови, а лишь символизирует вступление в новую семью посредством брака. Фамилия мужа становится своеобразным знаком отличия и демонстрирует статус супруги, укрепляя социальные связи.

В-третьих, в прошлом смена родовой принадлежности могла привести к безвозвратной утрате сведений о происхождении человека. Однако в современных условиях государственные институты гарантируют надежное хранение и регистрацию персональных данных. Так, в свидетельстве о браке обязательно указывается добрачная фамилия супруги, а семейные и гражданские реестры сохраняют полную историю изменений. Благодаря этому установить прежнюю фамилию и истинную родословную женщины не составляет труда — любой заинтересованный человек (судья, родственник или потенциальный супруг) может получить эту информацию через официальный запрос. Таким образом, полностью устраняется риск обмана или «смешения родословных», которого опасались ранние правоведы, обосновывая запрет.

В-четвертых, аят «Зовите их по именам их отцов» (Св. Коран, 33:5) обязывает сохранять кровное родство. Из этого следует запрет на смену отчества, а не фамилии. Жена, меняя фамилию, не отрицает принадлежность к роду своего отца. Ее истинное происхождение остается неизменным, а тем более – документально зафиксированным. Таким образом, ее действие не противоречит указанному кораническому принципу.

В достоверном хадисе сказано: «Любой человек, который припишет себя не к своему отцу, зная, что это не так, впадет в неверие[4]». Это – абсолютный запрет. Он касается только одного конкретного действия — отречения от отца.

Итак, смена фамилии женщиной при вступлении в брак не относится к запретному.

***
  1. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 17 т. Эр-Рияд: Тайиба, 2005. Т. 8. С. 182.
  2. См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кабир [Большой сборник]. В 25 т. Каир: Ибн Таймийя, [б. г]. Т. 17. С. 12, хадис № 2.
  3. См.: аль-Байхакы. Даля’иль ан-нубувва [Доводы пророчества]. В 7 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1984. Т. 3. С. 418.
  4. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов аль-Бухари]. Эр-Рияд: аль-Афкар ад-даулийя, 1998. С. 674, хадис № 3508
Смена фамилии при замужестве