Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации в ходе очередного заседания, состоявшегося 24-го сентября 2025 г., рассмотрел вопрос смены девичьей фамилии жены на фамилию мужа и принял следующее решение:
Женщине разрешается взять фамилию мужа после замужества. Это не противоречит религии и не является запретным.
ОбоснованиеВо-первых, юридическая процедура смены фамилии не является отрицанием кровного родства, поскольку она лишь указывает на семейную принадлежность через брак, не отменяя биологической связи с отцом. Принятие фамилии мужа отражает социальную связь, не искажает родословную, и таким образом не подпадает под запрет, касающийся сознательного отрицания отца или рода.
Во-вторых, практика смены фамилии допускается по аналогии с историческими прецедентами эпохи Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Например, Хатыб ибн Абу Бальта‘а, не будучи курайшитом по происхождению, отнес себя к ним[1], но как союзник (на основе хадиса «союзник народа принадлежит к ним[2]»).
Также когда мусульмане строили оборонительный ров вокруг Медины, чтобы отразить атаку курайшитов, они достигли труднопроходимого каменного участка. Люди разделились на группы по десять человек, каждая группа должна была прорыть участок длиной в сорок локтей. Между мухаджирами (переселенцами из Мекки) и ансарами (жителями Медины) возник вопрос, к какой группе отнести Салмана Аль-Фариси. Одни утверждали, что он принадлежит к ним, другие считали иначе. Чтобы разрешить разногласие, обратились к Пророку, и он (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Салман — из нас, из членов нашей семьи[3]». Эта фраза не установила реального родства между Салманом и Пророком (да благословит его Всевышний и приветствует), а выразила особую степень близости и почтения. Так же и в случае с женщиной, принимающей фамилию мужа: это не подразумевает включения ее в число родственников мужа по крови, а лишь символизирует вступление в новую семью посредством брака. Фамилия мужа становится своеобразным знаком отличия и демонстрирует статус супруги, укрепляя социальные связи.
В-третьих, в прошлом смена родовой принадлежности могла привести к безвозвратной утрате сведений о происхождении человека. Однако в современных условиях государственные институты гарантируют надежное хранение и регистрацию персональных данных. Так, в свидетельстве о браке обязательно указывается добрачная фамилия супруги, а семейные и гражданские реестры сохраняют полную историю изменений. Благодаря этому установить прежнюю фамилию и истинную родословную женщины не составляет труда — любой заинтересованный человек (судья, родственник или потенциальный супруг) может получить эту информацию через официальный запрос. Таким образом, полностью устраняется риск обмана или «смешения родословных», которого опасались ранние правоведы, обосновывая запрет.
В-четвертых, аят «Зовите их по именам их отцов» (Св. Коран, 33:5) обязывает сохранять кровное родство. Из этого следует запрет на смену отчества, а не фамилии. Жена, меняя фамилию, не отрицает принадлежность к роду своего отца. Ее истинное происхождение остается неизменным, а тем более – документально зафиксированным. Таким образом, ее действие не противоречит указанному кораническому принципу.
В достоверном хадисе сказано: «Любой человек, который припишет себя не к своему отцу, зная, что это не так, впадет в неверие[4]». Это – абсолютный запрет. Он касается только одного конкретного действия — отречения от отца.
Итак, смена фамилии женщиной при вступлении в брак не относится к запретному.***
- См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 17 т. Эр-Рияд: Тайиба, 2005. Т. 8. С. 182.
- См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кабир [Большой сборник]. В 25 т. Каир: Ибн Таймийя, [б. г]. Т. 17. С. 12, хадис № 2.
- См.: аль-Байхакы. Даля’иль ан-нубувва [Доводы пророчества]. В 7 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1984. Т. 3. С. 418.
- См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов аль-Бухари]. Эр-Рияд: аль-Афкар ад-даулийя, 1998. С. 674, хадис № 3508