[1] Если мужчин рядом на доступном расстоянии нет, то погребальную молитву должна совершить хотя бы одна женщина-мусульманка. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 29.
[2] Ученые шафиитского мазхаба не категоричны в данном вопросе. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 500.
[3] Справа от имама находится голова покойного или покойной, а слева – ноги. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 209.
[4] Предстоятель-имам проговаривает вслух только каждый из четырех такбиров и приветствие по обе стороны. Говорит он это так, чтобы было слышно людям, стоящим за ним.
[5] Так как форма совершения данной молитвы трактуется учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторыми отличиями, считаю более практичным описать последовательность раздельно.
[6] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 226.
[7] Имя покойного называть необязательно.
[8] Перевод: "О Аллах, Ты далек от всех недостатков и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всём, высоко величие Твое и кроме Тебя мы никому не поклоняемся".
[9] По примеру того "Салавата", что читается после "Ташаххуда" в завершении любого намаза.
[10] Перевод: "О Аллах, прости его, помилуй и защити. Будь щедр к нему. Сделай просторной его могилу. Омой его водой, снегом и градом. Очисть его от прегрешений, подобно очищению белоснежной одежды от грязи. Дай ему взамен обитель и окружение лучшее, чем было. Введи его в Рай и защити от мучений в могиле и адского наказания".
[11] Перевод: "О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий, те, кому ты даруешь жизнь, дай им возможность жить в соответствии с Исламом. Те же, кого ты забираешь, предоставь им возможность уйти с верой. О Аллах, воздай нам благом за него [за совершенную над ним погребальную молитву] и не сбивай нас с пути правильного после смерти его!"
[12] Дети (до наступления половой зрелости) и психически больные люди не несут ответа пред Всевышним за свои поступки. Их прегрешения не считаются грехом. Именно поэтому они не нуждаются в том, чтобы кто-либо молился за их прощение.
[13] Перевод: "О Аллах, пусть он опередит нас в Раю. Да будет он заступником пред Тобою, получающим право ходатайствовать [за своих родителей и за нас]". См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 95.
[14] См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 33.
[15] Там же. Т. 1, с. 300.
[16] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 493.
[17] Имя покойного называть необязательно.
[18] Перевод: "Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему Аллаху. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна".
[19] Перевод: "Истинное восхваление принадлежит только Аллаху – Господу миров, милость Которого безгранична и вечна, Владыке Судного Дня. Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи. Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался или тех, которые сошли с него".
[20] По примеру того "Салавата", что читается после "Ташаххуда" в завершении любого намаза.
[21] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 493.
[22] Формулы молитвы идентичны тем, что были написаны в варианте по ханафитскому мазхабу.
[23] Молитва-ду‘а после четвертого такбира не является обязательной, в отличие от той, что после третьего. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 24, 27; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 493.
[24] Хадис и комментарий см.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин [Сады благонравных]. Каир: ас-Салям, 1999, с.139, хадис № 430. Также см.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 496, хадис № 8113, "хасан".
[25] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 320, хадис № 1029; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 618, хадис № 934.
[26] Это составляет примерно2,5 метраили, когда не видно самого солнца, приблизительно 20-40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 1, с. 519.
[27] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1, с. 167, хадис № 151.
[28] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893.
[29] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 501, 502.
[30] Данное утверждение обосновано действием имама ‘Али (да будет доволен им Творец). См.: Аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 218.
[31] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1508-1510.
[32] См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]: В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993, т. 2, с. 369, раздел "Похороны" (китаб аль-джана’из), хадис № 55; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]: В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 1, с. 269, хадис № 414.
[33] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1509.
[34] Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1, с. 269.
[35] Хасан ибн ‘Али аш-Шурунбулялий (?-1659) – египетский богослов ханафитской школы. Выпускник университета "аль-Азхар". Был одним из тех, фетвам которого доверяли. Среди его многочисленных трудов известны "Маракы ас-са‘адат", "Нур аль-идах" и комментарий к ней "Маракы аль-фалях".
[36] См.: Аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 218.
[37] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2, с. 743.
[38] Там же. Т. 2, с. 743.
[39] Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1, с. 269.
[40] См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 819, раздел "Наказания" (китаб аль-худуд), хадис № 10; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2, с. 744; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1, с. 269, хадис № 415.
[41] Относительно признаков есть уточнение в одном из хадисов: "если закричит, чихнет или заплачет" (хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани). См.: Аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха [Цепь (серия) достоверных хадисов]. Ар-Рияд: аль-Мактаб аль-ислами, [б. г.], с. 60, хадис № 152.
[42] В арабско-русском словаре Баранова данный глагол (истахалля) переводится как "начинать", существительное "истихляль", полученное из этого глагола, переводится как "начало, вступление". То есть "начало жизни младенца, определяемое признаками ее". Словарь богословских терминов дает данному слову следующее определение: "истихляль новорожденного ребенка – это когда он с появлением на свет начинает кричать или подает иные признаки жизни". См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 66.
[43] Ребенок родился живым и сразу умер. Но в промежутке между началом пятого месяца беременности его матери и до его смерти, кто-то из родственников его умер (например, отец ребенка). При распределении его (родственника) наследства, в соответствии с положениями шариата, часть наследства пришлась бы на данного ребенка, но не успел он родиться, как сразу умер. В этом случае, та часть, что пришлась на него, распределяется между его родными, в соответствии с канонами деления наследства.
[44] С незначительным отличием в тексте, но с единым каноническим смыслом данный хадис передается от разных сподвижников Пророка Мухаммада и приводится в значительной части сводов хадисов. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7, с. 93; аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха. Т. 1, с. 61, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘ату атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994, т. 1, с. 244; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]: В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991, т. 2, с. 193, хадис № 3050; аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) "Аль-хидая"]: В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 2, с. 277, 278; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, часть 1, с. 95 и другие.
[45] Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 95; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 35; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 4, с. 51; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари. Т. 7, с. 93, 94.
[46] "Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же времени – в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу" (хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис №2179, "сахих".
[47] Богословы-ханафиты добавляют, что если внешне мертворожденный зародыш выглядит физически сформировавшимся, то ему можно дать имя и омыть водой, перед тем как завернуть в полотно и придать земле. Погребальная молитва над ним не совершается См.: Аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1533.
[48] Там же. Т. 2, с. 1532-1534; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217.
[49] "Истинно верующий при любых обстоятельствах считает свое положение наилучшим: как бы тяжело ему ни было, он восхваляет Всевышнего Господа" См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9150.
[50] В самих коранических аятах не оговаривается, что учителем пророка Моисея на некоторое время был именно Хызыр (Более правильно – Хыдр (الخضر). В тафсирах об этом оговаривается со ссылкой на достоверные хадисы Пророка Мухаммада. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 3-10.
[51] Можно сказать, что мол "почему Творец забирает то, что Сам же дал?" или "почему он не может дать сразу именно то дитя, которое будет благочестиво к родителям и покорно?". Истину знает только Создатель, но можно предположить – и это понимает любой верующий – что проходя через тяжелую потерю с пониманием, терпением и благоразумием; с учетом того, что находящееся вне наших сил (неизлечимость болезни, несчастный случай, природные катаклизмы и т.д.) подвластно только Богу, человек подходит к большему, более ценному, более важному. Ни одна потеря с проявленным при этом терпении не пройдет незамеченной: "даже иголка, что уколола тебя" – говорил Пророк Мухаммад. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 495, хадис № 8097, "хасан" и № 8098, "сахих".
[52] Через это повествование никак нельзя оправдывать преступное действие одного относительно имущества, чести или жизни другого. Посягательство на чужое, тем более жизнь другого, не могут быть оправданы, кроме как в случае, если они явились результатом судебного разбирательства за те или иные преступные действия. История с Хызыром может проецироваться в наших реалиях на такого рода действия, как несчастные случаи, внезапные смертоносные заболевания, стихийные бедствия и т.п.
[53] Как в детском возрасте, так и в зрелом. Но в детском возрасте особенно.
Родителю всегда крайне тяжело терять рожденное и выращенное им дитя, сколько последнему ни было бы лет. Человек верующий делает это смиренно, завершив миссию родителя данного ребенка приданием тела земле, уповая на волю Творца и ожидая воздаяния у Господа за столь нелегкое испытание.
[54] Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 525, хадис № 8669, "хасан". Такого же смысла есть несколько хадисов в сводах аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1, с. 374, хадисы № 1248-1251.
[55] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 629, хадис № 954.
[56] Хадис от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 93; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 329, хадис № 1062.
[57] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4, с. 2018, хадисы № 6424.
[58] Если они неверующие, атеисты или многобожники, то милость Творца по отношении к ним будет ограничена этой жизнью. Если же они верующие в Единого и Единственного Творца всего сущего, ангелов Его, всех посланников и пророков, все Священные Писания, Судный День и вечное существование в Аду или Раю, то – как в этой жизни, так и в вечности.