Всевышний о мечетях в Коране
Оживляет мечети Аллаха (только) тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, совершал молитву, давал обязательную милостыню и не боялся (никого), кроме Аллаха. И такие обязательно будут из (числа) идущих (истинным) путем!
(Св.Коран, 9:18)
Всевышний о мечетях в Коране
Оживляет мечети Аллаха (только) тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, совершал молитву, давал обязательную милостыню и не боялся (никого), кроме Аллаха. И такие обязательно будут из (числа) идущих (истинным) путем!
(Св.Коран, 9:18)
أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَٰهَ إِلَّا ٱللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ ٱللَّهِ‏
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха
История мечети
Мечети в Москве строились и функционировали на протяжении многих веков. Долгое время Российское государство входило в состав Золотой Орды, официальной религией которой являлся Ислам. На средневековых гравюрах Москвы рядом с христианскими храмами можно увидеть минареты мечетей с полумесяцами.
Первое документальное упоминание о мечети в Татарской слободе относится к 1712 году. Эта же мечеть упоминается и в Переписи 1744 года. В результате прошедшей по Москве эпидемии чумы в 1770-х годах большинство прихожан мечети и сам хозяин участка, во дворе которого существовала мечеть – переводчик Коллегии иностранных дел князь Сулмамит-мурза Сименей – умерли, а его наследник продал дом купцу Щукину. При этом сама мечеть, будучи уже очень ветхой, была снесена. Впоследствии молитвенные собрания проводились в домах местных купцов.

В связи с исчезновением мечети в Замоскворечье московские мусульмане неоднократно пытались добиться разрешения властей на возведение мечети в камне, начиная с 1805 года. Только в 1823 году мусульманская община получила разрешение столичного генерал-губернатора князя Д.В. Голицына на строительство каменной мечети.

Строительство мечети велось на участке купца 1-й гильдии Назарбая Хошалова, который специально выкупил для мусульман владение на Большой Татарской улице (современный адрес: Большая Татарская ул., дом 28) и затем передал его общине в качестве вакфа. Первоначальный вид строения мало напоминал мечеть и ничем не выделялся от соседних особняков.
В 1858 году был проведен ремонт молитвенного дома.

В 1882 году была осуществлена перестройка мечети; проект был выполнен архитектором Д.И. Певницким. Этому предшествовало прошение старшего ахуна Хайретдина Агеева, старосты молитвенного дома Ибрагима Девишева, и Салиха Ерзина – главного финансиста проекта – на имя генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова, в котором отмечалось: «Наше магометанское общество и военные чины онаго, числом значительно увеличилось, а находящаяся здесь в Москве мечеть не может вместить в себя более 300 человек по пятницам и праздникам, …отчего приходится совершать молебствия снаружи мечети, что для нас весьма неприятно, особенно в холодное время года». Исходя из этого, авторы письма просили разрешить им увеличить «эту мечеть по фасаду». В результате проведенной перестройки здания оно было расширено по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты. Вместимость мечети (с учетом подвалов, двора и соседнего здания медресе) увеличилась до 1500 человек.

Именно эта мечеть на протяжении XIX века имела статус Соборной (с ХХ века Соборной называется мечеть в Выползовом переулке, построенная в 1904 году). Сегодня она носит название «Исторической» (татар. «Тарихи мечет», араб. «аль-Масджид ат-Тарихи»; термин появился в начале 1990-х годов).

В сентябре 1915 года на деньги Садека Салиховича Ерзина около мечети было построено каменное здание медресе, которое сегодня выполняет роль административного помещения.

В 1923-1925 годах в этой мечети преподавал основы ислама всемирно известный богослов Муса Бигиев.
В 1937 году мечеть была закрыта. В советское время ее здание передавалось под нужды типографии и штаба гражданской обороны, военкомата и ДОСААФ. В 1967 году были снесены минареты.
В 1944-1947 годах московские мусульмане под руководством генерала Якуба Чанышева пытались добиться возвращения здания мечети, однако им это не удалось. С конца 1980-х годов старейшины татарской общины: Ахмеджанов Гаяр Абдуллович, Ахмеджанов Хайдар Абдуллович, Кикичев Абдулла Шакерович , Мустафин Ахят Мерьякубович, неоднократно ходатайствовали о возвращении мечети верующим. В ноябре 1990 года было принято решение Моссовета о передаче здания религиозному обществу мусульман. Однако в связи с протестами печатного цеха объединения «Художественная гравюра», который располагался в здании мечети с начала 1980-х годов, процесс передачи был отложен. Окончательно здание Исторической мечети было передано мусульманской общине в январе 1991 года.

В 1992 году на средства посольства Королевства Саудовской Аравии в Москве, при личном участии посла д-ра Абдель-Азиза Ходжа и шейха Ибрахима аль-Анкари, была осуществлена реконструкция мечети. В 1993 году мечеть была заново открыта после долгих лет забвения.
В 1998 году на средства Р.Д. Баязитова была осуществлена еще одна реконструкция здания мечети. С 1999 года руководство мечетью осуществляет РОМ «Историческая мечеть».
Закажите ХАЛЯЛЬ-БАНКЕТ для проведения мероприятия при мечети
Банкетный зал вмещает до 50 гостей
Находится в административном здании мечети